+7 (958) 100-85-17

Стоит ли открывать цветочный. С чего начать?

В прошлом номере я рассказывала о том, КАК открыть цветочный бизнес, но совсем забыла про главное — А СТОИТ ЛИ этим заниматься в принципе?

В этой статье я отвечу на основные вопросы, которые возникают у новичков, планирующих открытие цветочного бизнеса. Считаю, что вам будет полезно получить небольшой, скажем так, инсайд, прежде чем ввязаться в это неоднозначное дело.

Сколько можно заработать в цветочном бизнесе? Как просчитать окупаемость, и какая здесь рентабельность?

Рентабельность в среднем по рынку составляет 30%, а выход в точку безубыточности — до 6 месяцев в масс-маркете, а в премиуме это занимает год и больше. С моими учениками мы, обычно, выходим в безубыток за 2-3 месяца в масс-маркете и за 6 — в премиуме. Точка безубыточности — это объём товаров или услуг, который бизнес должен продать, чтобы выйти в ноль (т.е. когда постоянные расходы = доходам). Некоторые путают точку безубыточности с точкой окупаемости. Окупаемость — это срок, через который инвесторам вернутся вложения в бизнес. Точка окупаемости в цветочном массмаркете, в среднем, достигается в течение 12 месяцев.

Также при открытии цветочного нужно обязательно иметь подушку безопасности как минимум на 2-3 месяца — до тех пор, пока ваш бизнес еще не окреп и не вышел в стабильную безубыточность.

Можно ли открыть цветочный без знаний флористики?

Если отвечать коротко — можно. Но, в первую очередь, вы должны изучить сферу, в которой вы хотите развиваться, как минимум для того, чтобы понять, а нравится ли вам это, вообще. Очень большое количество людей мечтают заниматься флористикой, потому что имеют какое-то своеобразное представление о профессии. Однако на первой же работе у новичков быстро слетают розовые очки. С бизнесом история похожая: первый год становления бизнеса можно сравнить с рождением ребенка — он самый сложный и энергозатратный. Тут нужно понять, готовы ли вы к тому, чтобы мысленно присутствовать на работе 24 часа семь дней в неделю. Итак, для управления бизнесом, вы должны, в первую очередь, стать управленцем, то есть взрастить в себе руководителя, бизнесмена и предпринимателя. Флористов же вы всегда сможете нанять, однако базовые знания о цветах все-таки желательны, иначе вы элементарно не сможете ни инструкции для работников грамотно написать, ни закупку сделать.

Сколько нужно вложений, и как их минимизировать?

Так сказать, «средняя температура по больнице» — 1 млн. рублей. Средний диапазон расходов от 500 тысяч до полутора миллиона рублей, не считая подушки безопасности, равной 2-3 месяцам аренды. Капитальный ремонт помещения и интернет-магазин увеличивают эту сумму в 2-3 и более раз, а если это небольшой магазинчик в пригороде, то вложения могут быть совсем минимальны, ведь там и раскрутка проще — качественный «сарафан» и Вконтакте могут полностью сформировать базу.

На чем можно, а на чем нельзя экономить?

На дизайне интерьера на начальном этапе экономить можно — как поставить стол с холодильником и в какой цвет выкрасить стены вы разберетесь и сами. Но, вот, на чем экономить категорически нельзя, так это на холодильнике. Я не знаю еще ни одного человека, который пожалел бы о том, что у него слишком большой холодильник. Также, пожалуйста, выделите бюджет на рекламу в размере, как минимум, 10% бюджета на открытие.

Сложный ли это бизнес? В чем основные сложности?

Основная сложность любого бизнеса для руководителя — это ответственность и риск потери своих вложений. Основная проблема большинства руководителей — это отсутствие ответственности за своих сотрудников. Очень важно суметь стать таким руководителем, от которого не будут каждый месяц разбегаться сотрудники. Важно уметь собрать, удерживать, мотивировать, вдохновлять и управлять своим коллективом, не допуская обратных процессов, когда бизнесом начинают управлять наемные работники. Если справитесь с этими проблемами, то все остальное точно решите.

Как проверить свои силы? Минимальная версия продукта — что это?

Если вы даже после этой статьи все еще сомневаетесь, тогда начните с малого, с МВП (минимальная версия продукта — это продукт, обладающий минимальными функциями, но достаточными для удовлетворения потребностей первых клиентов. Его основная задача — это получение обратной связи для того, чтобы понять, в верном ли направлении вы двигаетесь, и именно такой ли продукт нужен клиентам).

Пример: продажа моно букетов из роз через группу в ВК.

Подумайте, в каком виде вы можете запустить свой бизнес с минимумом затрат и рисков — это может быть небольшой корнер в павильоне на праздники, можно начать с фриланса или группы в социальных сетях. По возможности, в минимальную версию продукта нужно вложить сумму, которую не жалко будет потерять, а потом извлечь из потраченных денег максимальную пользу и сделать выводы.

Что лучше: готовый бизнес, франшиза или открываться самостоятельно с нуля?

К сожалению, хороших качественных франшиз на цветочном рынке я еще не встречала, потому что главная цель таких владельцев — разбогатеть и масштабироваться. Приобретение франшизы обеспечит вам готовый брендинг и, скорее всего, вам закажут холодильник, вывеску, помогут с закупкой цветов и арендой помещения. Франшизу выгодно приобретать только в том случае, если вам обеспечат рекламу, а имя бренда будет работать на вас — в ином случае, холодильник и стол не так сложно заказать самостоятельно. Приобретение готового бизнеса подойдет исключительно для тех, кто уже имеет хоть какое-то представление об организации цветочных продаж. Новичок, как правило, не сможет отличить хороший готовый бизнес от плохого, а, значит, и не сможет воспользоваться преимуществами и увидеть недостатки. Мало того, что придется вкладываться точно так же, как и в бизнес, построенный с нуля, так еще и исправлять ошибки предыдущих владельцев и выстраивать отношения с уже устоявшимся коллективом. Чтобы увидеть бизнес с разных сторон, погрузиться в тонкости и попытаться отыскать все подводные камни самостоятельно, новичкам все же стоит посмотреть готовые проекты, однако проще, дешевле и выгоднее, по-моему, открываться самостоятельно.

Важные вопросы при открытии с партнером, даже если это муж или подруга.

Если будущий партнер — ваш близкий человек, то на самом берегу обязательно нужно обсудить, как вы будете расходиться, если мнения не совпадут. Когда вы только создаете партнерство — это тот самый конфетно-букетный период, когда кажется, что ничего не может пойти не так. Вы думаете, что всегда сможете найти решение и прийти к компромиссу, однако на практике часто случается так, что ожидания не оправдываются. Обязательно пропишите на бумаге и обменяйтесь друг с другом ожиданиями о том, что выполнять будете вы, а исполнение каких обязательств вы ожидаете от партнера. Обсудите, кто и за какие сферы бизнеса будет брать на себя ответственность.

Опасные моменты в запуске цветочного бизнеса.

В первую очередь — это кредит на последние деньги. Нельзя забывать о том, что бизнес — это игра, в которую выигрывают далеко не все. Вы всегда должны понимать, что может не получиться, и на этом жизнь не должна закончиться. При ограниченном бюджете у владельцев, обычно, включается режим паники и жесткой экономии абсолютно на всем. Это, конечно, не может не отразиться на качестве ведения бизнеса: скудеет ассортимент, режется зарплата, а о рекламе не идет даже и речи. Всегда помните, что сначала ты кормишь бизнес, и только потом бизнес начинает кормить тебя, а никак не наоборот.

Если у вас нет хорошей стопроцентной уверенности и понимания бизнеса, то первые полтора месяца, когда люди только-только узнают про вас, а реклама еще слабая, будут для вас психологически сложными (разумеется, если только вы не флорист со стажем со своей наработанной клиентской базой). Именно поэтому очень важно в этот период подготовиться к тому, что людей не будет много, и загрузить себя продуктивной работой и активностью. Безусловно, можно потратить свою энергию на страдания, а можно направить ее на то, что принесет пользу вашему делу.

Как выбрать работающую концепцию?

В любом бизнесе нужно начинать с себя и ответить честно на вопросы — что лучше для меня, что нравится мне, чего бы я хотела? Пропишите для себя, какой вы видите картинку в своей голове — именно она поможет ответить на тот самый злополучный вопрос, на котором, к сожалению, многие сыпятся:  «А почему купить должны именно у меня?». Чем лучше вы пропишите философию своего бренда, тем быстрее придет ответ на этот вопрос, а также четкое понимание, в какую сторону двигаться. И при этом совсем не важно, какого ценового сегмента бизнес вы хотите открыть.

Как быть, если высокая конкуренция? Как отстроиться от конкурентов?

Если вы хорошо продумали концепцию таким образом, чтобы она закрыла как можно больше боли вашей целевой аудитории, скорее всего, вопрос конкуренции отпадет сам собой. Будьте уверены — каждый магазин найдет своего клиента! Однако, если для вас это не звучит убедительно, можете провести небольшой эксперимент, который подсветит вам все недочеты ваших конкурентов.

Задание «Купи у конкурента».

Напишите в мессенджере или в соц. сетях 10-20 магазинам и попробуйте у них что-то купить. Чуть позже вы с удивлением обнаружите, что практически у всех проседают продажи в переписке — половина может ответить не сразу, а кто-то не ответит и вовсе. Большинство из них не сможет грамотно вести переписку и отработает как «справочная служба». Это задание позволяет увидеть, насколько свободен рынок цветочного бизнеса в вашем регионе на самом деле.

Ну, вот! Вроде, с основными проблемами, которые нужно знать, прежде чем ввязаться в цветочный бой, я вас познакомила. Недавно на эту тему я провела подробный 2-х часовой вебинар. Запись этого вебинара вы можете получить с 50% скидкой (1290 руб. 645 руб. по промокоду МАЙ).

В заключение хочется пожелать вам, чтобы ваше дело приносило вам не только деньги, но и радость! Ведь бизнес расцветает только в том случае, если он приносит искреннее удовольствие руководителю, тогда и ваши сотрудники будут довольны и покупатели.