Большинство цветочников запускают свой бизнес сами, как когда-то это делала и я. Если у вас уже есть опыт в бизнесе или цветах, то ваши шансы на успех сразу значительно увеличиваются. Прежде чем запускаться, вам нужно трезво оценить свои силы, умения и знания, которые в дальнейшем прорабатывать. Знания можно получить из обучающий курсов, так я ежемесячно прохожу мастер-классы и тренинги самых разных форматов. Но рынок никогда не стоит на месте, поэтому очень важно регулярно поставлять для себя новые знания, которые актуальны в сегодняшнем мире. Таким образом, вы будете прорабатывать свои сильные и слабые стороны, направляя их в нужное русло. Это может быть тренинг по продажам или обучение ведению бизнес-аккаунтов в социальных сетях.
Замечу, что быть флористом или копирайтером вам совсем не обязательно. Для этого есть профессионалы, которых вы будете специально нанимать. Однако, вы должны обязательно понимать, как строится работа магазина и мастера, чтобы знать, какие обязанности от сотрудников вы можете требовать или какие задания давать. Для этого можно устроится на некоторое время помощником флориста в магазин или хотя бы пройдя стажировки и дальнейшие собеседования.
Но реальная практика – это бесценный кладезь знаний. Например, пройдя несколько собеседований и стажировок, у меня в свое время появилось полное представление того, как работает цветочный бизнес в Санкт-Петербурге. Уже через две недели у меня появились появилось полное представление о сегментах, ценах, выручке, инструкциях и прочих особенностей каждого магазина от павильона в метро до люксового бутика. Свои слабые стороны можно закрыть несколькими способами: прокачав их (но если вы не любите продавать, то ломать себя и не стоит), либо поручив профессионалам то, что вы не любите или не хотите делать (например, вашему персоналу), или привлечь партнера, который сможет закрыть ваши слабые стороны своими сильными. Таким образом, мы переходим к теме партнерства.
Грамотное партнерство может помочь достигнуть небывалых высот, но большая часть союзов, как это ни печально, рассыпается и губит бизнес. Бизнесмен, в процессе своего профессионального развития, проходит несколько этапов, которые в корне меняют его отношение к теме партнерства:
- Буду делать бизнес с партнером, потому что самому страшно, а также из-за неуверенности в своих силах или нехватки денег.
- Не надо мне никаких партнеров! Все козлы, а я — Д’Артаньян, и все умею и могу сам. Мне самому проще.
- Все-таки нужен партнер, потому что он прикрывает мои слабые стороны, и бизнес становится неуязвимым.
Если у вас с партнёром всё хорошо — быть может, у вас с ним еще не было «первых проблем с бизнесом». Вопросы возникают тогда, когда появляются:
- Первые проблемы
- Первый делёж денег
- Первые большие деньги
- Первая остановка роста и развития
Рано или поздно момент истины наступит. И если у вас не существует крепких партнёрских отношений (не дружеских, а именно партнерских!), первая же проблема может стать для вашего бизнеса последней.
Успешное партнерство – это, как правило, совмещение сильных сторон разных людей. Например, вы оба — отличные флористы, но никто из вас ни черта не смыслит в продажах и управлении. Как вы думаете, какова цена такому партнерству? Оно бессмысленно и просто приведет к перетягиванию одеяла. Поэтому выбирайте себе такого человека в партнеры, который прикроет ваши слабые стороны!
Есть несколько основных ошибок в партнерстве:
- В начале бизнеса партнеры уже поняли, что вместе им не по пути. Для того, чтобы избежать такой ситуации прежде, чем начать бизнес, попробуйте организовать какой-то совместный проект, например, мастер-класс.
- Каждый из партнеров хочет вести бизнес «по-своему». Скажем, вам хочется сделать люкс-салон, а партнер настаивает на букетах из хризантемы и гипсофилы по 550 руб., «потому что спрашивают».
- Постепенная утрата интереса к бизнесу. Начинали бизнес с одного уровня, и цели были общими, а потом один из партнеров понял, что скучно и, вообще, «думала, что это легче», или вышла замуж, родила детей и стала уделять все внимание им.
- Нарастающее недовольство друг другом. Очень часто в процессе партнерства появляются мысли по типу «я больше работаю, вкладываю больше сил, денег, времени, развиваюсь, а он/она… И понеслась».
Форма и глубина участия в бизнесе
- Сооснователь. Вы с партнёром начинаете с нуля бизнес вместе и, как правило, на равных. Здесь важно определиться, за каким партнёром будет решающий голос в случае разногласий, то есть такой ситуации, когда вы не можете договориться.
- Присоединившийся. Через какое-то время существования компании вы решаете взять нового человека. Как правило, он получает меньшую долю, т.к. пришёл уже в работающий бизнес.
- Выросший до партнёра сотрудник. В вашей компании есть подчинённый, который стремительно растёт, и чтобы он не перерос компанию и не ушел к конкурентам или сам не стал конкурентом, вы решаете предложить ему долю.
- Инвестор. Человек, который вкладывает деньги в ваш бизнес взамен на долю в нём. Важно не передавать ему полный контроль, чтобы не потерять независимость.
- Ментор. Опытный наставник с необходимыми компетенциями, который привлекается в молодой бизнес на роль советника.
Распределение прибыли должно соответствовать доли, роли и реальному вкладу каждого партнёра. Тот из партнеров, кто имеет большую долю, вправе принимать ключевые решения. Кроме того, есть 2 типа инвесторов – миноритарий, который не участвует в управлении компанией и мажоритарий, у которого основной пакет акций, и он принимает непосредственное участие в управлении компанией и последнее слово всегда за ним.
Чтобы ваш союз был успешным, вам нужно обсудить с партнером еще до начала работы массу вопросов. Причем, стоит отложить всё личное (независимо от того, родственник это или подруга) и сконцентрироваться на рабочих отношениях. Делать это придется без розовых очков, отбросив в сторону все мечты о том, как вы будете дружить и зарабатывать вместе в самой крутой цветочной студии города.
- Пропишите ожидания
Сядьте с потенциальным (действующим) партнёром за стол, возьмите бумагу. Поделите каждый свой листочек на 2 части. Теперь независимо друг от друга напишите, что вы ожидаете от партнёра и в чем видите свою роль, что готовы делать и как вкладываться. Затем выложите листочки и внимательно на них посмотрите. Совпадают ли ваши ожидания? Если нет, самое время с этим что-то сделать, пока вы на берегу. Слишком распространена ошибка, когда в партнеры зовут не того, кто нужен, а того, до кого проще дотянутся, кто есть под рукой.
- Распределите доли
Если вы сооснователи, составьте финансовую модель своего бизнеса исходя из выполняемых вами функций (инвестора, владельца, администратора, флориста, бухгалтера). Пропишите, сколько стоят эти вакансии на рынке, и согласно пропорциям, определите свои доли.
- Зафиксируйте договорённости
Составьте и подпишите партнерский договор. Он составляется в свободной форме, его не нужно заверять у нотариуса и сдавать в налоговую. Договор составляется с открытой датой, которая проставляется уже после получения документов на юрлицо (в случае, если вы открываетесь, как ООО). Если вы открываете ИП, то рисков здесь больше. ИП оформляется на главного в вашем партнерстве, а все обязанности прописываются в дополнительном договоре, чаще всего трудовом, заключаемым с физлицом (также может иметь статус ИП).
Что должно быть в договоре:
- Обязанности партнеров.
- Правила решения конфликтных ситуаций и варианты выхода из партнерства.
- Санкции в случае неисполнения свои обязательств.
ВАЖНО! Отсутствие письменных договорённостей и нарастающий градус недовольства убили не один бизнес.
⠀
В бизнесе официально редко что-то узаконивается — партнеры просто вкладываются, открываются и пытаются работать, ничего не обсудив. А после первой или не первой проблемы «просыпаются с больной головой» и думают: «Как с этим человеком я мог что-то иметь общее? Меня обманули, загипнотизировали, воспользовались слабостью!». Поэтому в любых отношениях все решения надо принимать на трезвую во всех смыслах голову. Тогда партнерство будет сильным и крепким. Не подвергайте свой бизнес такой опасности уже в начале, подходите к выбору партнера с умом, тогда у вас все получится!