+7 (958) 100-85-17

5 главных трендов в цветочном бизнесе.

Самое время обсудить, в какую сторону движется рынок цветочного бизнеса, и на что сделать ставку, чтобы многократно увеличить свою прибыль. Речь пойдет именно о глобальных трендах — тектонических сдвигах и глобальном изменении климата на рынке, а не о «временных снегопадах и погоде на следующие выходные». Быстрые тренды приходят и уходят практически бесследно, иногда при этом еще и расшатывают бизнес-структуры из-за своих хаотичных движений, а, вот, глобальное изменение стратегии позволяет сделать ваш бизнес не только прибыльным, но и непотопляемым, а также выйти на абсолютно новый уровень развития.

Итак, поехали!


1. Онлайн торговля.

Коронавирус упорно не хочет сдаваться. В то же время ритм жизни ускоряется и время как будто сжимается, и у наших клиентов остается все меньше возможности приехать за букетом лично. Особенно это заметно в городах-миллионниках, можно элементарно потерять час-два продуктивного дорогого времени, чтобы заехать в любимый магазин. А если это — час пик, или очередная делегация приехала с дружественным визитом, и городской траффик встал, то можно не только не успеть купить букет, но и с большой вероятностью пропустить то событие, для которого и планировались цветы. В этот момент большая часть мужчин зовет на помощь Сири, Гугл или Алису, а они, в свою очередь, рекомендуют только то, что есть на просторах интернета (и не просто «есть», а активно рекламируется и продвигается!!!). 

Конечно, вы можете возразить, что ваш город можно вдоль и поперек за 15 минут объехать, и «наши люди» не привыкли покупать через интернет. И это действительно может быть так, но также никто не отменял и так называемую естественную миграцию населения. Все больше и больше людей в поисках лучшей жизни или по каким-то иным причинам переезжают в другие города, и у них на «малой родине» остаются родственники, друзья и близкие люди, которых тоже хочется поздравлять и просто так радовать. Такие клиенты иногда составляют до 70% продаж местного интернет-магазина. 

Однако, говорить о том, что скоро цветочный офлайн умрет вовсе, я тоже не стану. Так же, как и рынки со свежими фермерскими продуктами, это, по своей сути, часть традиции, которыми так дорожат консерваторы. Кроме того, поход в цветочный магазин для части нашей целевой аудитории является еще и эстетически приятным действием, своего рода развлечением. Как говорится, можно долго смотреть на 3 вещи: как течет вода, горит огонь и … как флорист собирает букет. Это, как смотреть на то, как художник пишет картину (хотя, самого автора, это может и немного раздражать).

2. Помимо классических интернет-магазинов продолжает уверенно развиваться торговля в социальных сетях. Сегодня Инстаграм, ВКонтакте, Фейсбук, Ютуб и даже Одноклассники при правильных действиях и грамотном подходе дают прибыль в разы выше, чем шикарные салоны флористики и даже те самые интернет-магазины. 

Но это вовсе не значит, что речь идет о бизнесе на балконе своей квартиры) Как раз лучших результатов дает именно совмещение розничной торговой точки и онлайн продаж. Причем, если для интернет-магазина необходимо примерно столько же, а то и больше времени, знаний, опыта и ресурсов в сравнении с открытием новой точки, то сделать Инстаграм хорошим каналом продаж доступно каждому, кто в силах зарегистрироваться в соц. сети и привязать свой аккаунт к Фейсбуку. Я с полной уверенностью говорю об этом, так как раз в 2-3 месяца провожу учеников с абсолютно разным уровнем подготовки по своему курсу «Цветочный Инстаграм», и уже в первую неделю вижу результаты, а ученики — заказы и прибыль. И при всем этом затраты на онлайн продажи в Инстаграме в разы меньше, чем открытие новой точки и интернет-магазина. Так что, если вы до сих пор не продаете в Инстаграме или другой соц. сети – вы недополучаете прибыль и не полностью используете потенциал вашего бизнеса. 

3. Говоря об онлайн торговле нельзя не упомянуть логистику. Доставка стала неотъемлемой частью почти любого сервиса. А если вспомнить, что при онлайн заказе первое знакомство с вашей компанией происходит в лице менеджера и курьера, то, по сути, они и являются вашей «обложкой». Именно от того, как поведут себя в общении с клиентом эти две категории ваших сотрудников, в большей степени и зависит его итоговая оценка всего вашего сервиса. 

Каким бы красивым не был ваш холодильник или входная группа в магазине, клиент их, возможно, даже никогда и не увидит, а вот неопрятного вида хамоватый курьер может испортить все впечатление от вашего люкс/премиум/мегалакшери фловершопа, каким бы красивым не был букет. Это только кажется, что у курьера элементарная задача – передать заказ, но даже это простое, вроде бы, действие можно выполнить отвратительно, особенно если нет никакой мотивации сделать хорошо.

Да, содержать свою курьерскую службу непросто (для этого нужно выполнять план по доставкам), но ведь флористов тоже надо содержать, за аренду помещения платить, так что воспринимайте логистику, как  очередную задачу для вашего бизнеса. Распишите, сколько необходимо делать доставок в день, чтобы было выгодно иметь в штате хотя бы одного курьера. Далее пишем стратегию развития бизнеса с учетом новой задачи. Это может быть как раз упор на онлайн продажи или акция для постоянных клиентов, которая позволит повысить их лояльность. В общем, вариантов масса. Как всегда, было бы желание) 

4. Следующий сильный тренд, который за последние пару лет поменял даже мое отношение к дизайну в цветочном бизнесе – это айдентика, то есть упаковка вашего бизнеса. Интернет нам подсказывает, что айдентика (корпоративная идентичность, от агнл. «Identity») – это визуальное представление бренда. Это особый образ бренда, который передает его идею, ценности, цели, соответствует стратегии компании на рынке.

Если перевести с научного на русский, то под айдентикой понимается фирменный стиль во всех его визуальных проявлениях. Фартук, вывеска, визитки, карты клиента, лента на букете и любая брендированная упаковка товара (в нашем случае – букета), будь то шляпная коробка или техническая бумага с вашим лого. 

Так что, если вы уже давно планировали сделать ребрендинг, то сейчас самое время! Еще раз просмотрите весь маршрут вашего клиента, как вы с ним взаимодействуете: рекламные макеты, вывески, навигация, полиграфия, упаковка, дизайн помещения, дресскод и форма сотрудников, оформление сайта, аккаунтов в соц. сетях и т.п. В общем, пропишите все точки касания с клиентом и сделайте их в едином стиле.

5. Ну и закончу я на самом, наверное, наболевшем – автоматизация. Я уверена, что бизнесу на тетрадочках приходит конец. Вы, наверное, сильно удивитесь, если в «Магните» продавец начнет в тетрадочке писать: «докторская колбаса — 200 грамм, молоко — 1 литр, масло «Крестьянское» -1 шт. и т.д.». Ах, да, и еще на полях тетрадочки мелким таким шрифтом: Петров И.И. должен 65 руб. 70 коп., Иванова О.Ю. должна за десяток яиц.  Вероятно, сейчас у вас, как и у меня, всплыла в воображении картинка маленького сельского магазинчика) 

И дело даже не в том, что это выглядит комично и несовременно, а в том, что такая модель учета не подразумевает большого входящего потока, а, значит, и увеличения продаж. Вот, просто представьте, если вы хотите с 10.000 руб. ежедневной выручки перейти на 70.000 руб. Как масштабироваться? Хотя бы вспомните, что бывает на 8 Марта с вашими тетрадочками! У многих они просто перестают вестись, а о каком контроле тогда может идти речь? 

А как влиять на бизнес, если не знаешь своих цифр:

— какой средний чек в этом месяце и какой в прошлом,

— какие дни самые активные,

— какой продавец лучше торгует,

— какие цветы лучше покупаются, а какие из раза в раз списываются и т.д. и т.п.

В таком случае приходится ориентироваться на свои ощущения… Знаете, как в телефонном приложении сейчас прогноз погоды выглядит: на улице +15, ощущается как +21. Вот так же и тетрадочные предприниматели ощущают, что, вроде и прибыль есть, а денег все равно нет) 

Конечно, открывая магазин, гораздо легче сразу привыкнуть к электронному учету, чем после 25 лет стажа работы на тетрадочках, но сейчас это даже не вопрос выбора, а задача первой необходимости, какой бы сложной она вам ни казалась, для того, чтобы ваш бизнес процветал вместе с вами.

Кстати, фактически переход на автоматизацию занимает около 2-х месяцев. По прошествии этого времени вы уже не будете представлять, как это вы работали без учета раньше! 

Думаю, что этих 5 задач вам пока будет достаточно для проработки стратегии.

С уважением к Вам и вашему бизнесу,

Елена Черебаева.