Управление и делегирование в цветочном бизнесе для журнала цветы март 2022

1. Насколько владелец цветочного бизнеса должен разбираться в цветах?

— Уровень знаний о цветах должен позволять управлять бизнесом и контролировать выполнение работы сотрудников. С одной стороны, отлично, если собственник умеет составлять букеты и композиции, имеет представление об оформлении цветами различных торжеств. Это позволит ему не только разговаривать на одном языке со своими флористами, но и критически оценивать результаты их труда.

С другой стороны, профессиональные флористы, в силу сложившихся привычек, часто не могут справиться с бизнес процессами, абстрагироваться от исполнительской текучки и сосредоточиться на управлении. Поэтому рекомендую в изучении цветов все же не доходить до крайностей.

2. Кто в магазине должен убирать санузел и мыть окна?

— Безусловно, каждый должен заниматься своим делом. В идеальных условиях уборкой помещения должна заниматься уборщица, а основная задача флориста — творить цветочные шедевры. Но, если возможности содержать в штате или, хотя бы, оплачивать приходящую уборщицу у вас нет, то нужно исходить из того, что дополнительные обязанности возлагаются на ваших сотрудников на основании утвержденного графика.

Естественно, такая доп. нагрузка обязательно обсуждается с кандидатами при приеме на работу, чтобы не возникло перекладывание ответственности за распределение обязанностей.

3. Как побороть равенство продавца и начальника, переходящее в панибратство?

— Любое нарушение правил и границ нужно пресекать в зачатке. Спустите на тормозах один раз — считайте, что вы сами разрешили так делать. Вообще, те взаимоотношения, которые устанавливаются на рабочем месте в малом бизнесе, во многом, зависят от коммуникационных навыков собственника. Зачастую, наемные работники очень тонко чувствуют слабость и неуверенность начальства и повсеместно этим пользуются.

Межличностные отношения, особенно профессиональные, это такой же навык, как и, например, финансовое планирование, или управление бизнес процессами, и его так же можно и нужно развивать. Чувствуете, что у вас проблемы с общением, что вы не можете контролировать свой персонал – вам обязательно нужно прокачивать навык коммуникации, благо сейчас нетрудно найти соответствующие обучающие курсы.

4. Что делать, если управляющая не соблюдает субординацию?

— Этот случай, конечно, немного сложнее, чем проблемы с подчиненными, так как в роли директора, нередко, выступает довольно близкий человек. Если ваш сотрудник, муж или подруга ведут себя так, значит, вы позволили им думать, что так можно. Теперь — это норма, которую исправлять может быть очень неприятно. Готовьтесь к увольнениям. При покупке готового бизнеса, в том числе, и по этой причине, набирают персонал с нуля.

5. Как стать хорошим руководителем?

— Сначала нужно расписать цель под кодовым названием «хороший руководитель», а потом, исходя из этой цели, делать декомпозицию плана и поэтапно двигаться к ее достижению. У кого-то такой целью будет «любимец сотрудников и мотиватор», у кого-то – «выполняющий обязательства», а кто-то мечтает стать деспотом, идущим по головам и зарабатывающим миллиарды. Изучение психологии межличностного общения – вам в помощь. В любом случае, процесс становления долгий, и, скорее всего, займет даже не один год. Ответ на этот вопрос состоит из множества нюансов, которые мы прорабатываем на курсе «Идеальный руководитель».

6. Как сделать так, чтобы работники со временем не расслаблялись?

— Любой, даже самый классный сотрудник будет просчитывать границы дозволенного. Ваша первостепенная задача держать руку на пульсе, демонстрировать контроль и выполнять обещания. Как наказания, так и поощрения.

Расслабление или выгорание сотрудника часто происходит потому, что ему становится безразлично то, чем он занимается на рабочем месте. И это, в свою очередь, во-первых, может быть связано с тем, что те цели, которые он преследовал, устраиваясь на работу, мало того, что не выполнены, но и перспектив их выполнения в обозримом будущем не видно. А, во-вторых, возникает вопрос мотивации, которая либо недостаточна, либо не соответствует внутренним ценностям работника (не правильно выявили на собеседовании).

Кроме того, некоторые типы людей, вообще, не подвержены никакой мотивации. Зато они отлично реагируют на стимулы (от латинского «stimulus» — буквально, остроконечная палка, которой в древности погоняли животных). Здесь речь идет, конечно, не о насилии, в буквальном смысле этого слова, но о всем известном методе «кнута и пряника».

7. Заметила нецензурную лексику у продавцов, как быть?

— В рамках бизнеса вы можете и обязаны как руководитель устанавливать любые (в разумных пределах, конечно) правила для выполнения, если считаете их полезными для бизнеса. Если в этих правилах есть пункт о том, что продавцу в салоне запрещается применять нецензурную лексику, то на выявленное нарушение можно и нужно реагировать в соответствие с установленной у вас системой наказаний. И это далеко не всегда должен быть именно денежный штраф, тем более, если у сотрудника это – первое нарушение.

8. Можно ли быть и руководителем, и другом флориста?

— Конечно! Это, как быть супругами и партнерами, мамой и сотрудницей в бизнесе у дочери, но только, если сможете относиться к такому другу так же, как и к остальным сотрудникам. Если будете закрывать глаза на нарушение установленных у вас правил, это создаст нездоровую ситуацию в коллективе. Кроме того, девиантное поведение вашего товарища может привести к риску финансовых потерь и даже создать прямую угрозу вашему бизнесу.

Как этого не допустить:

  • Разделите личное и рабочее. Например, как бы ни хотелось обсудить с подругой свежие новости, неформальное общение лучше отложить до конца рабочего дня.

  • Обсудите все правила и острые углы. Убедитесь, что ваша визави понимает и принимает существующий в вашем бизнесе порядок вещей, а также готова нести полную ответственность в случае нарушений наравне со всеми.

  • При нарушении границ возвращайтесь к тому, о чем договорились на «берегу». Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на совершенные проступки!

  • Если не получается дружить и работать, то выбирайте дружбу или семью, и разрывайте рабочие отношения.

9. Какой вопрос задать на собеседовании, чтобы сразу исключить неподходящего сотрудника?

— Представьте, что собеседование — это первое свидание. Теперь перефразируем: какой вопрос определит подходящего мужа (жену)? Ответ будет зависеть от ваших предпочтений и критериев выбора. Мой любимый вопрос: «Сколько видов эвкалипта вы знаете?». Но при этом мне важен не столько ответ, сколько реакция.

Что важно именно вам: честность, преданность, профессионализм? Формулируйте вопрос так, чтобы собеседник не просто ответил в утвердительной или отрицательной форме, но и определенным образом среагировал на него. Например, можно смоделировать ситуацию и спросить, какие действия предпримет кандидат, оказавшись в ней.

10. Как мотивировать сотрудников?

— В цепочке мотивации выбор подарка является последним этапом. Начните с анализа сотрудников, выявите их личную мотивацию, поставьте для каждого план продаж и KPI, который можно контролировать, назначьте дополнительно вознаграждение за тот или иной показатель, который нужно поднять.

Например, у вас — текучка кадров. Дарим сотруднику туристическую поездку через год работы, если она ему очень важна. При этом остальные причины текучки тоже необходимо устранить, чтобы достижение подарка было реальным.

Нельзя поощрять или штрафовать наобум, просто в надежде на то, что сотрудники исправятся, не убегут либо станут работать лучше.

11. Возможно ли параллельно цветочному бизнесу вести бизнес в другой сфере?

— Конечно! Более того, лучше всего делать инвестиционный портфель на три вида вложений: низкая, средняя и высокая маржинальность с прямо пропорциональными рисками. Только для этого нужно уметь очень хорошо делегировать и управлять. Если опыта в бизнесе нет, то сначала настраиваем один, а потом добавляем.

В первую очередь, стоит обратить внимание на те сферы бизнеса, которые прямо или косвенно сочетаются с цветами. Это может быть все, что относится к свадьбам и иным торжествам (декор, кондитерская, аренда аксессуаров). На одной площади с цветочным салоном может вполне успешно существовать кофейня .

12. Стоит ли брать флориста, который ушёл, но на другом месте ему не понравилось, и он вернулся?

— Я взяла бы флориста назад, если бы он был действительно хороший. Но, возможно, на новых правилах и условиях, учитывая причины ухода. То, что случилось один раз, может никогда не повториться, но то, что случилось дважды, обязательно произойдет еще.
Во многом, это зависит и от ваших личных предпочтений, от того, какие отношения вы поддерживали с «беглецом». Если у вас были ровные деловые отношения, без перехода в «дружбу», и вы не считаете произошедшее «предательством», то данный факт, кроме того, может послужить хорошим поводом для анализа существующих в вашем бизнесе трудовых условий, и, возможно, их исправления в лучшую сторону.

13. Как реагировать, если флористы размещают фото букетов в своих личных аккаунтах?

— Если рекламируют ваш магазин, то почему нет? Если параллельно занимаются своим инстабизнесом, то считайте, что вы взяли на работу конкурента, который, наверняка попытается использовать ваш бизнес для сокращения расходов на ведение своего. Нормальная схема — это когда во время работы он фотографирует свои работы для портфолио, а вот выкладывает, когда уволится.
Если вас эта ситуация не устраивает, а флорист отказывается вас понимать – придется его увольнять.

14. Как намекнуть флористу, чтобы выглядел опрятнее?

— Ввести стандарты дресс-кода.
— Провести личную беседу.
— Расписать ваши понятия опрятности и внести в KPI.

Опрятность — одно из качеств, которые прививаются в детстве. Лучше сразу взять на работу опрятного сотрудника или давать те обязанности, при которых это неважно.


Если вы видите, что устраиваться на работу продавцом, который, по сути, является лицом вашего магазина, приходит неопрятно одетый человек, как минимум, стоит выяснить причину такого поведения. Возможно, что он заскочил к вам на собеседование, возвращаясь домой с дачного участка, чем и объясняется непрезентабельный внешний вид. Но, тут возникает повод задуматься о том, что кандидат даже не попытался минимально подготовиться к встрече с вами. Это, в свою очередь, уже говорит либо о его безалаберности, либо о неуважении к вам.

15. Есть ли смысл брать людей без опыта и обучать самому?

— Да, есть. Но перед этим нужно провести отбор по тем качествам, которые вы считаете важными, и по критериям обучаемости. Ну, и, конечно, нужно быть уверенным в том, что вы сами на должном уровне обладаете знаниями предмета обучения, и, хотя бы, минимальными способностями к преподаванию.


Кроме того, обучение – процесс не быстрый. Есть возможность потратить хотя бы месяц на то, чтобы привить базовые навыки флористики – хорошо, нет – берите флориста с опытом.