Большинство цветочников запускают свой бизнес сами, как когда-то это делала и я. Если у вас уже есть опыт в бизнесе или цветах, то ваши шансы на успех сразу значительно увеличиваются. Прежде чем запускаться, вам нужно трезво оценить свои силы, умения и знания, которые в дальнейшем прорабатывать. Знания можно получить из обучающий курсов, так я ежемесячно прохожу мастер-классы и тренинги самых разных форматов. Но рынок никогда не стоит на месте, поэтому очень важно регулярно поставлять для себя новые знания, которые актуальны в сегодняшнем мире. Таким образом, вы будете прорабатывать свои сильные и слабые стороны, направляя их в нужное русло. Это может быть тренинг по продажам или обучение ведению бизнес-аккаунтов в социальных сетях.
Замечу, что быть флористом или копирайтером вам совсем не обязательно. Для этого есть профессионалы, которых вы будете специально нанимать. Однако, вы должны обязательно понимать, как строится работа магазина и мастера, чтобы знать, какие обязанности от сотрудников вы можете требовать или какие задания давать. Для этого можно устроится на некоторое время помощником флориста в магазин или хотя бы пройдя стажировки и дальнейшие собеседования.
Но реальная практика – это бесценный кладезь знаний. Например, пройдя несколько собеседований и стажировок, у меня в свое время появилось полное представление того, как работает цветочный бизнес в Санкт-Петербурге. Уже через две недели у меня появились появилось полное представление о сегментах, ценах, выручке, инструкциях и прочих особенностей каждого магазина от павильона в метро до люксового бутика. Свои слабые стороны можно закрыть несколькими способами: прокачав их (но если вы не любите продавать, то ломать себя и не стоит), либо поручив профессионалам то, что вы не любите или не хотите делать (например, вашему персоналу), или привлечь партнера, который сможет закрыть ваши слабые стороны своими сильными. Таким образом, мы переходим к теме партнерства.
Грамотное партнерство может помочь достигнуть небывалых высот, но большая часть союзов, как это ни печально, рассыпается и губит бизнес. Бизнесмен, в процессе своего профессионального развития, проходит несколько этапов, которые в корне меняют его отношение к теме партнерства:
- Буду делать бизнес с партнером, потому что самому страшно, а также из-за неуверенности в своих силах или нехватки денег.
- Не надо мне никаких партнеров! Все козлы, а я — Д’Артаньян, и все умею и могу сам. Мне самому проще.
- Все-таки нужен партнер, потому что он прикрывает мои слабые стороны, и бизнес становится неуязвимым.
Если у вас с партнёром всё хорошо — быть может, у вас с ним еще не было «первых проблем с бизнесом». Вопросы возникают тогда, когда появляются:
- Первые проблемы
- Первый делёж денег
- Первые большие деньги
- Первая остановка роста и развития
Рано или поздно момент истины наступит. И если у вас не существует крепких партнёрских отношений (не дружеских, а именно партнерских!), первая же проблема может стать для вашего бизнеса последней.
Успешное партнерство – это, как правило, совмещение сильных сторон разных людей. Например, вы оба — отличные флористы, но никто из вас ни черта не смыслит в продажах и управлении. Как вы думаете, какова цена такому партнерству? Оно бессмысленно и просто приведет к перетягиванию одеяла. Поэтому выбирайте себе такого человека в партнеры, который прикроет ваши слабые стороны!
Есть несколько основных ошибок в партнерстве:
- В начале бизнеса партнеры уже поняли, что вместе им не по пути. Для того, чтобы избежать такой ситуации прежде, чем начать бизнес, попробуйте организовать какой-то совместный проект, например, мастер-класс.
- Каждый из партнеров хочет вести бизнес «по-своему». Скажем, вам хочется сделать люкс-салон, а партнер настаивает на букетах из хризантемы и гипсофилы по 550 руб., «потому что спрашивают».
- Постепенная утрата интереса к бизнесу. Начинали бизнес с одного уровня, и цели были общими, а потом один из партнеров понял, что скучно и, вообще, «думала, что это легче», или вышла замуж, родила детей и стала уделять все внимание им.
- Нарастающее недовольство друг другом. Очень часто в процессе партнерства появляются мысли по типу «я больше работаю, вкладываю больше сил, денег, времени, развиваюсь, а он/она… И понеслась».
Форма и глубина участия в бизнесе1. Сооснователь. Вы с партнёром начинаете с нуля бизнес вместе и, как правило, на равных. Здесь важно определиться, за каким партнёром будет решающий голос в случае разногласий, то есть такой ситуации, когда вы не можете договориться.
2. Присоединившийся. Через какое-то время существования компании вы решаете взять нового человека. Как правило, он получает меньшую долю, т.к. пришёл уже в работающий бизнес.
3. Выросший до партнёра сотрудник. В вашей компании есть подчинённый, который стремительно растёт, и чтобы он не перерос компанию и не ушел к конкурентам или сам не стал конкурентом, вы решаете предложить ему долю.
4. Инвестор. Человек, который вкладывает деньги в ваш бизнес взамен на долю в нём. Важно не передавать ему полный контроль, чтобы не потерять независимость.
5. Ментор. Опытный наставник с необходимыми компетенциями, который привлекается в молодой бизнес на роль советника.
Распределение прибыли должно соответствовать доли, роли и реальному вкладу каждого партнёра. Тот из партнеров, кто имеет большую долю, вправе принимать ключевые решения. Кроме того, есть 2 типа инвесторов – миноритарий, который не участвует в управлении компанией и мажоритарий, у которого основной пакет акций, и он принимает непосредственное участие в управлении компанией и последнее слово всегда за ним.
Чтобы ваш союз был успешным, вам нужно обсудить с партнером еще до начала работы массу вопросов. Причем, стоит отложить всё личное (независимо от того, родственник это или подруга) и сконцентрироваться на рабочих отношениях. Делать это придется без розовых очков, отбросив в сторону все мечты о том, как вы будете дружить и зарабатывать вместе в самой крутой цветочной студии города.
1. Пропишите ожиданияСядьте с потенциальным (действующим) партнёром за стол, возьмите бумагу. Поделите каждый свой листочек на 2 части. Теперь независимо друг от друга напишите, что вы ожидаете от партнёра и в чем видите свою роль, что готовы делать и как вкладываться. Затем выложите листочки и внимательно на них посмотрите. Совпадают ли ваши ожидания? Если нет, самое время с этим что-то сделать, пока вы на берегу. Слишком распространена ошибка, когда в партнеры зовут не того, кто нужен, а того, до кого проще дотянутся, кто есть под рукой.
2. Распределите долиЕсли вы сооснователи, составьте финансовую модель своего бизнеса исходя из выполняемых вами функций (инвестора, владельца, администратора, флориста, бухгалтера). Пропишите, сколько стоят эти вакансии на рынке, и согласно пропорциям, определите свои доли.
3. Зафиксируйте договорённостиСоставьте и подпишите партнерский договор. Он составляется в свободной форме, его не нужно заверять у нотариуса и сдавать в налоговую. Договор составляется с открытой датой, которая проставляется уже после получения документов на юрлицо (в случае, если вы открываетесь, как ООО). Если вы открываете ИП, то рисков здесь больше. ИП оформляется на главного в вашем партнерстве, а все обязанности прописываются в дополнительном договоре, чаще всего трудовом, заключаемым с физлицом (также может иметь статус ИП).
Что должно быть в договоре:- Обязанности партнеров.
- Правила решения конфликтных ситуаций и варианты выхода из партнерства.
- Санкции в случае неисполнения свои обязательств.
ВАЖНО! Отсутствие письменных договорённостей и нарастающий градус недовольства убили не один бизнес.
⠀
В бизнесе официально редко что-то узаконивается — партнеры просто вкладываются, открываются и пытаются работать, ничего не обсудив. А после первой или не первой проблемы «просыпаются с больной головой» и думают: «Как с этим человеком я мог что-то иметь общее? Меня обманули, загипнотизировали, воспользовались слабостью!». Поэтому в любых отношениях все решения надо принимать на трезвую во всех смыслах голову. Тогда партнерство будет сильным и крепким. Не подвергайте свой бизнес такой опасности уже в начале, подходите к выбору партнера с умом, тогда у вас все получится!