НЕматериальная мотивация
Подавляющее количество предпринимателей думают, что деньги – это главная, а у многих и единственная мотивация персонала работать. Но по статистике, по факту и по моему опыту это совсем не так. Конечно, вопрос оплаты за труд играет значимую роль в выборе места работы, но это, скорее, критерий для первичного ориентира. То есть человек при сортировке вакансии в первую очередь смотрит на заработную плату, поэтому она должна быть в рамках рынка. Кстати, сильно высокая зарплата часто вызывает сомнения и тоже вылетает из списка привлекательных предложений.

А дальше отбор и решение принимаются по другим критериям. Знаете каким? График и атмосфера в коллективе. Хочу заметить, что именно эти две причины, как правило, являются причиной увольнений. И если урегулировать график более-менее просто, или, по крайней мере, понятно как, то каким образом улучшать атмосферу в коллективе? Да, это — задачка со звездочкой, но если вы сможете её решить, то, уверяю вас, вы забудете про проблему нехватки или текучки сотрудников.

Правда, задача эта действительно сложная, так как требует глубокой работы над собой.

Ответьте себе на вопросы:
  • Что я думаю о своих сотрудниках?
  • Какие они для меня?
  • Какие их качества я замечаю?
  • Больше хвалю или ругаю?
  • Умею ли я хвалить?
  • Что я знаю про своих сотрудников?
  • Что сотрудники думают про меня?
  • Как реагируют на ваш приход или звонок?
  • Как бы вы описали атмосферу в вашем коллективе?

Чем честнее вы оцените вашу обстановку в коллективе и ваши отношения, тем проще вам будет её улучшить или исправить при необходимости.

Флористы и большая часть сотрудников в цветочном бизнесе — это люди с тонкой душевной организацией и творческой натурой. И большая часть этих сотрудников нуждается, в первую очередь, в дружеской атмосфере на работе. Не менее важно ощущение уважения от руководителя, понимание, что они не обезличенные винтики на заводе, а ценные творческие единицы, важные и уникальные. Поэтому не стесняйтесь хвалить. Хотя, думаю, правильнее сказать – учитесь хвалить.


Я по себе знаю, что ругать и критиковать мы умеем мастерски, даже когда молчим, просто взглядом, а вот слова похвалы даже сложно подобрать. Все боимся перехвалить, чтобы «корона не выросла». По секрету вам скажу, что корона вырастает как раз из-за недолюбленности и излишней строгости, когда гнобление сотрудника достигло своего предела, и флорист решает: «баста, я больше никому не позволю так с собой обращаться», и происходит перекос в другую сторону.

И это не значит, что вы перед ними будете «скакать на единороге и разбрасывать радуги». Но все та же искренняя улыбка, когда вы приветствуете своих флористов, ласковое слово, заметить что-то хорошее, даже если вы сразу при входе увидели на витрине вялую розу в букете — уже будет хорошим шагом навстречу новому стилю руководства. Когда босс находится в хорошем расположении духа, — это сразу же заряжает и весь коллектив позитивной энергией. А позитив, — это сильный мотиватор для работы персонала.

По большому счету, одна из ваших обязанностей как лидера и состоит именно в том, чтобы вдохновлять ваших сотрудников на успехи и достижения. И это не должны быть набившие оскомину киношные зарисовки, типа, «Вместе мы – сила!». Работают только искренние слова и адекватные оценки проделанной работе, которые вы выражаете не только в речах, но и в деле. Например, для поощрения сотрудника вы можете выписать ему премию, наградить каким-то подарком, или повысить в занимаемой должности, если эта возможность предусмотрена в вашей компании.


Похвала и критика

Сотрудника очень важно хвалить, ведь, как известно, доброе слово и собаке приятно. И переусердствовать тут довольно сложно, особенно, это касается таких знаков зодиака или восточного календаря, как, например, львов или драконов.


Вообще, очень неплохо знать черты характера ваших сотрудников согласно их астрологическим знакам. Вы можете верить в это или нет, но лично мне такая информация очень помогает при выборе сотрудников и их мотивации. Я знаю массу случаев, когда работников удерживает на том или ином месте работы именно хорошее отношение к ним работодателя, уважение в коллективе и признание их талантов, несмотря на то, что получаемая ими зарплата явно не самая высокая.

По системе «кнута и пряника» на одно слово критики нужно не менее двух слов похвалы. Причем, сначала нужно похвалить сотрудника за какое-то полезное действие, а потом уже поругать за допущенный им недочет, и, даже, не столько поругать, сколько обозначить те моменты, какие необходимо исправить, и почему.

При этом, если коллектив большой, то и хвалить сотрудника нужно при всех, а, вот, ругать индивидуально. Хотя, существует система управления, согласно которой необходимо один раз в месяц устраивать разнос какого-либо сотрудника в присутствии остальных. Например, такая система практикуется в Макдоналдс. Однако для цветочного бизнеса я такое не рекомендую.

И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ разнос не должен происходить при клиенте! С точки зрения клиента в вашем магазине всегда должна быть позитивная атмосфера. И никакого негатива там он видеть не должен!!! От этого зависит ваша репутация!

Вы оказывались в таких случаях, когда вы приходите в какой-то магазин, а там сотрудники, невзирая на ваше присутствие, спорят, ругаются или просто недовольно разговаривают? Согласитесь, это неприятно, и накладывает негативный отпечаток на покупку! И, в конце концов, это странно, когда человек сначала гневно выясняет у сотрудника, «какого лешего заказ отвезли не в то время или не в то место», а потом натягивает улыбку и «Добро пожаловать! Чем желаете себя порадовать сегодня?».



Инициатива

Помните, что любую инициативу, проявленную вашими работниками, надо обязательно поощрять. Ведь, ваш сотрудник придумал и сделал что-то сверх основных его обязанностей, чтобы, в итоге, вам стало лучше. Если лучше не стало, надо просто его инициативность перевести в нужное русло.


И, конечно, дополнительно возложенные обязанности или переработки нужно оплачивать. Так, например, вы можете обязать сотрудника вести аккаунты в социальных сетях, фотографировать выставленные букеты.

Очень важно, в первые недели работы только что нанятых флористов выявить тех из них, кто готов проявлять инициативу. Именно в самом начале можно разглядеть специалиста с задатками руководителя, для которого кроме денег, важно влиять на процесс, быть значимым, самореализовываться на работе и вследствие чего расти по карьерной лестнице.


Именно из таких людей вы можете вырастить себе партнера или хорошего заместителя\управляющего. В разговоре тет-а-тет в конце первой рабочей недели побеседуйте с новичком. Будет лучше, если такие беседы вы введете в постоянную практику, например, раз в месяц или перед выплатой зарплаты. Спросите его о том, что бы он хотел привнести или изменить в работу вашего магазина для повышения качества обслуживания клиентов, увеличения прибыли и т.д.

Не обязательно сразу все, что вы от него узнаете, воплощать в жизнь, да и не факт, что все идеи будут рабочими и гениальными. Ваша задача другая и состоит в том, чтобы дать сотруднику высказаться. Он должен почувствовать себя значимым.


С другой стороны, свежий взгляд на ваш бизнес действительно может вам помочь увидеть то, чего вы могли не заметить лишь потому, что замылился глаз.



Командный дух

Наилучший результат достигается только в слаженной командной работе, где нет междуусобных воин и перетягивания одеяла.

Что же касается разногласий между сотрудниками, то их нужно решать сразу, как только вы об этом узнали. Личные неприязни в коллективе — это прямая угроза качественной работе. Фраза «это не я, или это не мой букет, и я за него не отвечаю» говорит о перекладывании ответственности.

Ваши сотрудники должны усвоить, что в их смену они отвечают за все, что происходит в салоне: за чистоту витрины, за цветок и букеты на витрине. Соответственно, в конце смены они обязаны оставлять холодильник в идеальном состоянии. Цветы, оставленные на переработку, должны быть упакованы в букеты, заказы, которые нужно будет отдавать до 12.00 следующего дня, должны быть выполнены, цветы на витрине выставлены по всем правилам, они должны сменить воду в вазонах и помыть холодильник.


Часто бывает и так, что флористы перебирают только свои букеты, боясь обидеть напарника (либо наоборот желая его подставить). Но эта позиция в корне не верна. Если букет несвежий, не соответствует сетке цен или уже долго стоит, его просто необходимо перебирать.


Чтобы сплотить команду необходимо проводить различные совместные мероприятия. Причем, на этих мероприятиях можно не только развлекаться, но и решать полезные для вашего бизнеса задачи. Например, приглашение флориста для мастер-класса, или выезд на шашлыки для сбора природных материалов или организация групповой фотосессии.


Забота

Я считаю, что руководитель должен проявлять заботу о своих сотрудниках. Ведь, чтобы автомобиль двигался необходимы периодические ремонты, тех обслуживание , мойка и т.д. Вот так и вам нужно следить за состоянием ваших сотрудников как физическим так и душевным. Еще раз подчеркну особенность творческо-духовной составляющей нашей сферы. Я знаю, например, владелицу ювелирного магазина, которая два раза в месяц приглашает для сотрудников мастера ногтевого сервиса и оплачивает маникюр, и раз в месяц парикмахера. Таким образом, она обеспечивает своим сотрудникам ухоженный внешний вид, и они это очень ценят. Сюда же можно отнести и медицинское обслуживание, абонементы в фитнес-зал и прочие важные приятности.

Конечно, когда вы открываете свою первую цветочную лавку, вы, скорее всего, не потяните такие расходы. Но, вот, к примеру, маникюр может быть поощрением за выполнение плана. Да, не всегда премии должны быть выражены в деньгах.


Общайтесь со своими сотрудниками. Чтобы проявить заботу, иногда достаточно просто поговорить и спросить о самочувствии. Если в зале холодно, обеспечьте дополнительные обогревательные приборы. Если по графику у одной из сотрудниц слишком много смен, задумайтесь о дополнительном персонале. Оборудуйте место для принятия пищи. Элементарные чайник и микроволновка просто обязаны быть в подсобном помещении. Если такой возможности нет, подумайте об организации доставки горячего питания. В такие праздники, как 8 Марта у флористов нет времени не то, чтобы разогреть еду, но и чтобы просто в туалет отойти. Закажите пиццу на весь коллектив и поздравьте с праздником ваших сотрудниц. Это точно придаст им сил и поднимет настроение.

Желаю вам создать в своем коллективе искреннюю, дружелюбную атмосферу взаимного уважения и ценности, тогда ваши сотрудники будут с радостью исполнять ваши мечты, создавать лучшие букеты и именно на эту атмосферу как пчелы на мёд будут слетаться позитивные покупатели!

Елена Черебаева для журнала "Цветы"
КУРС «ЦВЕТОБИЗ: РУКОВОДИТЕЛИ»
Программа о создании и управлении командой в цветочном бизнесе
— Разбираемся, как не делать все самому
— Узнаем, где найти сотрудников, когда их нет
— Изучаем все этапы приема на работу: от вакансии до обучения
— Составляем инструкции, которые будут выполняться
— Подбираем систему мотивации под каждого сотрудника так, чтобы они росли, но не вырастали в конкурентов
— Перестаем зависеть от своих сотрудников
— Понимаем, кого можно переучить, а кого уволить
— Увольняем с минимальным стрессом
— Эффективно управляем свои бизнесом удаленно
ЗАПИСЬ ВЕБИНАРА «КАК РАCСЧИТАТЬ ЗАРПЛАТУ В ЦВЕТОБИЗЕ»
Разбираем вопросы, касаемые материальной мотивации сотрудников с примерами
— Виды материальной и нематериальной мотивации
— Универсальная зарплатная формула и как с ней работать
— Как мотивировать сотрудников через зарплату
— Как грамотно перейти с одной системы оплаты на другую и не потерять сотрудников
— За что платится оклад
— Как рассчитать план продаж
— Почему оклад + % от выручки - это слабая схема для мотивации сотрудников
— Как рассчитать зарплату помощника флориста, старшего флориста, администратора, менеджера, директора и других сотрудников цветочного
— Как работает мотивация через KPI
— Как штрафовать и за что премировать
ЗАПИСЬ ВЕБИНАРА «ЦВЕТОБИЗ: НАЙМ»
Как победить кадровый голод во флористике
— Где найти флористов, если их нет в городе?
— Как писать вакансию?
— Как проводить собеседование?
— Как остановить текучку кадров?
— Как и чему обучать новичков?
— Нужен ли опыт?
— Сколько платить в первое время?
— Нужен ли договор и оплата обучения?
— Как оплачивается стажировка?
— Как делегировать задачи новичку без опыта?
— Как удержать сотрудника после обучения?
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ