Ответы на вопросы для журнала цветы август 2022

1. Какие есть временные ориентиры на заказы перед 1 сентября?

На заказы можно ориентироваться до 30 августа. Обычно все родители делают предварительный заказ где-то за неделю до первого сентября, поэтому до 30–31 августа все заказы, которые у вас есть, приблизительно составляют в районе 70 процентов от выручки в среднем. Важно понимать, что если говорится «в среднем», то это значит то же, что и средняя температура по больнице. Если это сетевик или проходной магазин, то точно есть место, в котором люди привыкли покупать не заказывая. Там получится в районе 40–60 процентов заказов от выручки. Если это премиум магазин в спальнике, то ориентировочно количество заказов от 70 до 90 процентов. Это значит, что большинство людей все-таки старается заказать заранее, хотя бы за 1–2 дня.

Если говорить про работу в соцсетях, то заказы 100 процентов принимаются до 31 августа, иногда до 30 августа. Если закрытая студия-мастерская работает достаточно длительное время и клиенты привыкли к тому, что нужно заказывать заранее, это значит у них иногда бывают заказы, которые могут приниматься до 28 августа, но об этом они естественно оповещают.

2. Могут ли заказы только на 1 букет для учителя повлиять на выручку? К чему готовиться?

1 сентября действительно есть очень опасный момент, который может буквально убить выручку – это акции, которые усиленно распространяются, и с каждым годом все больше и больше таких акций проводится. Например, договоренности в школах: родители договариваются, что покупают 1 букет всем классом, либо учителя говорят о том, что цветов не надо вообще, а может они собираются покупать по 1 цветку и все это вместе собирать. Иногда школы говорят, что вместо цветов можно подобрать какие-то подарки для учителей, соответственно, нужно обо всех этих акциях в ближайших школах узнать.

Чем раньше вы об этом узнаете, тем лучше будет для вас, вы будете предупреждены. Если вдруг узнаете о том, что во всех школах, во всех ближайших заведениях рядом с вами проводятся такие акции, сильно на выручку не рассчитывайте, потому что были такие моменты в прошлом сезоне: люди готовились к выручкам, но в ближайших школах заявили о том, что цветов они в этот раз не покупают.

Учитывайте, что по закону РФ букеты и любые подарки должны быть не дороже 3 тысяч рублей, приблизительно до этой суммы может быть букет от всего класса учителю. Если вдруг вы узнали о том, что в ваших ближайших школах проходит такая акция, вы можете сделать посты в соцсетях или рекламу. Писать нужно с точки зрения того, какой будет ваша идея, и предлагать букеты, которые как раз могут подарить родители. Хорошо будет предложить 3–5 вариантов таких букетов.

3. Это будет наше первое «1 сентября». Какие букеты крутить?

Кроме сентябрьских коллекционных букетов у вас будет на витрине обычный состав. Много этих букетов не нужно, их надо тестировать. На 1 сентября букеты должны быть недорогие – это касается каждого сегмента, что премиум, что масс-маркет. Но у премиума недорогой букет будет до 3 тысяч рублей, а у масс-маркета до 1 тысячи рублей. Так же приоритет на букеты будет такой, чтобы ученикам было удобно и легко, и еще букет запоминался. Достаточно крупный и компактный.

Если все мамы в классе ориентированы на яркие букеты, то они будут из масс-маркета. Здесь букет на 5000 рублей — это букет с синими ирисами, оранжевыми герберами, красным гиперикумом. Такой букет в большинстве понравится всем. Если это класс школы, в котором родители — инстаграмщицы, то они сделают букет вкусного вида. Я бы ориентировалось всегда на масс-маркет, но при этом показывала, что у нас есть и другое. Распределение цветка некоторое иное, вот и изюминка. Симметричный букет, полихромное-контрастное сочетание выполнено в сложных цветах. Не нужно делать прямо пышный огромный букет, который учеников будет закрывать. Должно быть удобно его нести и удобно с этим букетом стоять на линейке.

4. Резонно ли набирать помощников перед 1 сентября?

Как и на любой праздник мы берем помощников на простую работу, вакансии размещаем прямо сейчас для того, чтобы ваши профессиональные флористы занимались непосредственно своими прямыми обязанностями. Если они не будут заниматься зачисткой цветка, заказами, оформлением заказов, не будут заниматься простыми каким-то заказами, то один хороший флорист может отработать цветка на примерно 100 тысяч рублей. Помощников берем без опыта. После собеседования с запасом из стажировки рассчитываем, что из 3-ёх остается только 1–2. Поэтому нужно для двух флористов на 200 тысяч выручки организовать 3–4 помощника, плюс запас, если вдруг они отвалятся по пути.

Рассчитываем их по зарплате либо каждый день, либо чтобы на следующий день эти люди на стажировку дошли до вас, потому что бывает так, что протерпели один день и решили, что им это не подходит. Поэтому выплачивать зарплату по отработке нужно на 1 сентября. Индивидуально смотрите насчет того, насколько у вас срочная и экстренная ситуация. Штатным флористам я всегда эту заработную плату ставила на обычный оклад плюс около 5–10 процентов от выручки сверху, она пропорциональна ей и увеличивается.

5. Какой график будет оптимальным перед 1 сентября?

30–31 числа работаем практически без передышки, ночью и днем крутим букеты. Опять же у сотрудников есть передышки, просто идем еще в ночную смену. Берем помощников, они выполняют зачистку и сборку обычных букетов. 1 сентября обычно идут потоки людей до 12 часов, потом тишина. Если работаете 24 часа, то смена по 12 часов. Заказы обычно забираются вечером, то есть на это время нужно усиленное количество людей. По крайней мере рассчитывайте, что с 6 до 8 часов у вас будут основные потоки людей с заказами и основные потоки людей, которые будут эти заказы забирать.

Если вы не работаете 24 часа, то обычно с 7 с 8 часов заказы идут до 12 часов. Иногда бывает так что, с 7 никого нет, а если линейки в районе 9 часов, то идут вот как раз с 8 до 9. Для этого, чтобы просчитать конкретно, вам нужно знать, какое время линейки у вас в тех школах и садах, которые рядом с вами есть.

6. Можем ли мы сперва протестировать букеты, чтобы понимать, будут ли они покупаться?

Для того, чтобы протестировать и выявлять какие букеты вам нужно будет крутить на 30–31 августа, нужно сделать коллекцию, сфотографировать и сделать каталог. Таким образом у вас обслуживание покупателей будет гораздо проще и быстрее. Больше клиентов вы сможете обслужить, а остатков у вас будет меньше.

Вы будете показывать не 50 различных цветов, а где-то в районе 10-15. Допустим, у вас есть в районе 10–15 цветов, из них вы составляете рецепты, при этом каждый цветок должен присутствовать не менее, чем в 3 различных рецептах для того, чтобы вы не покупали упаковку каких-либо цветов всего лишь на 1 рецепт, который может просто не зайти.

Что собой представляет каталог: это лист формата А4 или А3. Он ламинируется и ставится на стол, рядом можно положить фломастеры, а каждый посетитель голосует за лучший букет на 1 сентября. Проголосовав, он получает сразу же скидку 20% на выбранный букет до 20 августа.

Соответственно, из 10–12 букетов, которые вы изготовите, пользоваться будут популярностью максимум 3–5.

7. Голосования по букетам работают и в соцсетях?

Да. В сторис вы выкладываете 2 букета, их нужно сделать на одной картинке, совместив один внизу и один наверху. Посередине можно написать, что проводится голосование. Обязательно написать, сколько стоят букеты. Все они должны быть в одной ценовой категории. Голосовать людям нравится, а вы таким образом каждый день будете им еще раз напоминать о том, что скоро 1 сентября. Потому что прямой агрессивной рекламой можно надоесть, а если вы будете делать просто голосование, то вы им не надоедите. Плюс вы можете использовать вот какую вещь: посмотрите, кто за какой букет голосовал и потом в директ всем проголосовавшим напишите сообщение: «Спасибо, что поучаствовали в нашем голосовании в течение 24 часов (3 дней, либо до такого-то числа). Вы можете заказать тот букет, за который проголосовали, со скидкой 20%».

Это тоже увеличивает конвертацию ваших подписчиков. Естественно, самим вручную делать это довольно-таки сложно, особенно если у вас огромное количество людей, поэтому этим может заняться администратор. Единственное, что если вы директор, то обращайте внимание на количество рассылки: если будете превышать ограничение, то вас могут заблокировать. Далее посты и карусель. Там вы точно так же проводите голосование, за счет этого у вас будут расти охваты.

8. Как понять, будет ли эффективна реклама перед 1 сентября?

О рекламе и ее видах можно говорить бесконечно. Но ответ на такой вопрос будет следующим. Чем раньше вы протестируете всевозможные доступные вам рекламы, тем лучше вы, естественно, будете знать, сколько откликов будет от нее. Тут нет никаких секретов. Если вы рекламу ни разу не тестировали, ни разу не пробовали, то вы не знаете, какая отдача есть, насколько данная реклама влияет на вашу выручку. Эффект от рекламы просчитать нельзя, поэтому лучше ее протестировать заранее, либо использовать каналы, которые уже были вами протестированы и точно выстрелят.