Ответы на вопросы для журнала цветы январь 2022

1. Как открыть цветочным магазин? С чего начать?

Начните с вопросов: “Зачем мне бизнес?”, “Почему цветочный?”, “Готов ли я к риску и ответственности?”. Проанализируйте конкурентов и ответьте, почему клиент должен выбрать именно Вас. Если ответите честно и после этого не передумаете открываться, то вероятность успеха велика, так как в процессе запуска Вам придется вновь и вновь возвращаться к этим вопросам.

Нужно здраво взвесить свои финансовые возможности, готовность к риску и желание развивать свой бизнес.

Главное, иметь влюбленность в свое дело, а потом влюбляться в него еще много раз.

2. Какой бюджет необходим для старта цветочного бизнеса?

В любом городе или стране отталкиваться нужно не только от бюджета, но и от формата бизнеса, анализа рынка и Ваших личных плюсов и минусов. В среднем, это 700 тысяч рублей + финансовая подушка на 3–5 месяцев аренды до выхода на безубыточность. Остальные переменные расходы, обычно, получается покрывать.

Но! Разбег очень большой в зависимости от выбранного формата — онлайн, офлайн, масс-маркет, премиум и т.д. Последний и в 5 миллионов можно не уложить, а Инстаграм в небольшом городе за 150 тыс. руб. можно запустить как ракету в космос. Действуйте как предприниматель — берите листок, телефон и начинайте считать. А дальше смотрите, как Ваши запасы лучше всего будет распределить.

3. Сколько времени в среднем уходит на открытие цветочного?

Время на открытие формируется исходя из арендных каникул, срока поставки оборудования в Ваш магазин, времени на согласование и изготовление вывески или других долгосрочных дел, которые необходимо решить до момента открытия. Остальные моменты можно решить и организовать даже за три дня (был такой опыт). Но, обычно, – это 2 недели с момента подписания договора аренды помещения.

4. Какая оптимальная площадь для цветочного магазина?

Нужно искать помещение под свои запросы, исходя из Ваших задач. Считайте рентабельность места, минусы и плюсы помещения, выгодность месторасположения. Посчитайте необходимую для окупаемости выручку. Но лучше исходить из того, что сейчас есть в наличии. Не стоит загонять себя в конкретные рамки метража — рассматривайте самый широкий диапазон по площади помещения, чтобы не пропустить выгодное место.

Риск прогореть будет и на 100 квадратных метрах, и на 50-ти. Есть случаи, когда в аренду берут помещение на 250 квадратных метров, а потом часть передают в субаренду или организовывают на одной площади несколько бизнесов: салон, кофейню или школу флористики.

5. Стоит ли покупать готовый цветочный бизнес?

Новичку точно проще открыться с нуля. В качестве своего первого бизнеса готовый покупать не стоит, потому что вы еще не знаете, как обнаружить существующие в купленном магазине проблемы (а они там точно есть, и много!). Гораздо легче открыть с нуля, чем исправлять чужие ошибки и репутацию. В 90% случаев «готовый бизнес» — это переуступка арендных прав, б/у оборудование и неликвидные остатки.

Конечно, есть случаи, когда выгодно будет купить. Часто это случается из-за месторасположения магазина. Но работы, опыта и вложений в этом случае нужно будет гораздо больше.

6. Может ли название цветочного магазина повлиять на его успех?

Недаром есть поговорка «Не…, а одно название». Конечно, название, как красивая упаковка, помогает, но если внутри все плохо, то никакое модное название не поможет. Необходимо устроить мозговой штурм, провести опрос по понравившимся Вам названиям среди друзей, родственников или Вашей целевой аудитории. Я всегда говорю, что главное на фасаде – это слово «ЦВЕТЫ», а остальное — по желанию. Потенциальный клиент должен сходу определить, что именно продается в Вашем магазине.

В моей практике успешными становились те проекты, которые занимались всесторонним развитием и продолжают идти вперед, где собственники бизнеса выстраивают его, работают над собой как руководителем, думают о клиенте и сотрудниках.

7. Какие есть самые важные моменты при открытии магазина?

Во-первых, надо убедиться, что оно Вам нужно. Всегда проще реализовывать свою мечту, чем заниматься тем, к чему вы равнодушны просто, чтобы заработать денег.

Во-вторых, критически важно иметь в запасе финансовую подушку. Как уже говорилось выше, вы должны быть готовы не только морально, но и материально к тому, что первые полгода будете, по крайней мере, аренду помещения оплачивать из своего кармана, а не из прибыли.

В-третьих, нужно решить, как покупатели будут узнавать о Вас. Вывеска «ЦВЕТЫ» и шарики на входе абсолютно не гарантируют поток покупателей. А что гарантирует? Правильно — четко выстроенная, постоянная работа с рекламными каналами.

В-четвертых, надо понять, почему покупатели должны покупать именно у Вас. Без этого понимания не получится настроить рекламу, организовать поток клиентов, наладить коммуникацию с покупателем.

Ну, и последнее, но не менее важное — будьте морально готовым к трудностям, провалам и нестабильности. Бизнес – это, все же, не работа по найму, где в конце каждого месяца вам гарантируется заработная плата. Гарантированно и стабильно вам придется оплачивать аренду собственнику помещения и налоги государству. Все остальное зависит только от вас и ваших способностей!

По моему опыту, если все эти моменты решены, то проект с большой вероятностью удастся.

8. Какой месяц лучше выбрать для запуска магазина?

Если рассматривать время запуска в рамках года, то лучше всего открываться в период с августа по декабрь включительно, где август — лучший месяц в году, декабрь — просто хороший, январь — «успеть в последний вагон», а февраль — самый рискованный.

Идеально открываться в августе, чтобы до 8 Марта успеть отработать максимальное количество цветочных праздников, проработать базу, настроить и исправить процессы, дабы в Международный женский день не “ударить в грязь лицом”, а также укрепить базу клиентов.

9. Если я откроюсь после 25 января, то я точно прогорю?

Чем ближе 8 Марта, тем больше желающих заработать на этом празднике. Я знаю много «цветочных стартапов», которые в попытке «быстрей сорвать куш» разбивались вдребезги о подводные камни цветочного бизнеса.

Но это вовсе не значит, что если вы откроетесь в августе, то со стопроцентной гарантией все будет хорошо, а если уже в марте, то плохо. Нет, дата открытия магазина, конечно же, не гарантирует успех или провал. Но, «предупрежден – значит, вооружён».

10. С какими проблемами может столкнуться магазин, открывающийся с 25 января по 8 Марта?

Например, в праздничный период крупные оптовики, в первую очередь, выполняют заказы своих постоянных клиентов. Или, скажем, написание плана при открытии в январе превращается в «угадайку», потому что нет статистики продаж, на которую можно было бы опереться при расчетах. Даже в составлении цветочных матриц возникают трудности: какой ваш клиент, какие цветы он любит, какой ассортимент необходимо создать и т. д. При открытии перед такими праздниками права на ошибку нет. А открытие без ошибок новичку не под силу.

11. А если вся эта подготовка пройдет удачно, будут ли другие опасности для открытия в это время?

Конечно. Не забудьте, что с 25 января также идет повышение закупочных цен на цветы, а в первые недели работы магазина люди приходят и прицениваются. При этом цены в других цветочных они уже знают, так как там они уже покупали. Но, эта проблема касается только новичков. Сетевые магазины, у которых уже налажены поставки, без проблем могут открыть дополнительные магазины в период февраль-март.

Перед 8 Марта спрос очень сильно повышается, поэтому рождается большое количество махинаций. Перед праздниками активизируются мошенники, предлагающие низкие цены на цветок «напрямую с плантацией». Без опыта отличить мошенника от опытного поставщика практически невозможно, ведь вся их деятельность направлена не на качество, а на маркетинг и создание положительной «легенды».

12. На что нужно обратить внимание сразу после открытия цветочного магазина?


После открытия идет период настройки, за который мы должны:

1. Наработать базу постоянных клиентов
2. Скорректировать ассортимент, и сделать продающиеся букетные матрицы.
3. Проанализировать спрос, и сделать грамотный заказ на 8 Марта.
4. Собрать постоянный и дополнительный коллектив, обучить нормам работы.
5. Определиться с ключевыми поставщиками и способами заказа.
6. Наладить бизнес-процессы, чтобы в День «Х» возможность форс-мажоров была сведена к минимуму
7. Оттестировать рабочие каналы рекламы.

13. Как набрать команду в магазин?

Для начала нужно прописать вакансии и обязанности. После публикации на них будут откликаться соискатели, которым необходимо будет пройти собеседование и стажировку. На этих этапах, как правило, большая часть отсеется сама собой. Дальше мы берем кандидатов уже на испытательный срок, контролируем работу и наблюдаем. Эти пункты необходимо повторять регулярно, если штат часто теряет и приобретает новых работников.


Набрать команду не сложно, а, вот, управлять ей так, чтобы люди с радостью работали – это искусство, которому вполне можно научиться.


14. Насколько сейчас безопасно открыться рядом с конкурентом?


В плане «угрозы жизни и здоровью» от конкурентов заниматься малым бизнесом безопасно (чего не скажешь о крупном). Если говорить о возможности прогореть, то вопрос не в том, сколько конкурирующих с вами магазинов, а в том, сможете ли вы быть лучше для клиента по доступности расположения, удобству, яркости магазина, интересным букетам, вежливости персонала и т.д.


Бывает, что конкурентов много, но сильных игроков среди них нет. Тогда только одним своим наличием они уже создают вам поток клиентов, как на рынке или в торговом центре. Только исключительно на уличный трафик сейчас уже рассчитывать не стоит, а в онлайн с Вами будут конкурировать другие салоны.


15. Стоит ли запускать свой проект, если нет опыта, но есть любовь к цветам?

Если есть любовь к цветам, то лучше заниматься флористикой. Чтобы сделать проект, у вас должна быть любовь к бизнесу и людям. Большая любовь, которая будет поддерживать вас в трудные минуты, чтобы не сломаться и идти вперед. Ваш проект будет проверять вас на стойкость, готовы ли вы к этому?


На начальных этапах увлечение цветами даже полезно, но для развития только этого будет мало. Вы можете быть собственником бизнеса и креативным директором, обучиться флористике и иногда делать букеты в магазине. Но тогда руководителем или управляющим у Вас будет другой человек, а также будет несколько штатных флористов.


По моей статистике, чаще всего даже профессиональные флористы не достигают успеха в бизнесе. Одна из причин: бизнес — это результат чужими руками, даже если он получается хуже, чем своими.